Законопроект о социальном предпринимательстве: что надо учесть ко второму чтению?

Общественники предлагают изучить региональные инициативы и смягчить требования к доле работающих на предприятии социально уязвимых граждан

Законопроект о социальном предпринимательстве: что надо учесть ко второму чтению?Государственная Дума 5 марта одобрила в первом чтении поправки в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».

Законопроект о социальном предпринимательстве, который разрабатывался с 2016 года, призван дать больше возможностей для трудоустройства инвалидам, многодетным родителям, пенсионерам, выпускникам детских домов, людям предпенсионного возраста и лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Социальными будут считаться предприятия, не менее 50 процентов штата которых составляют социально уязвимые граждане. Их доля в фонде оплаты труда должна быть не менее 25 процентов.

«Субъект МСП обеспечивает доступ производимых социально уязвимыми группами граждан товаров (работ, услуг) к рынку сбыта. Субъект МСП осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), ориентированных на социально уязвимые группы граждан и их доступность для них в целях преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Также законопроектом предусмотрена отдельная статья, определяющая виды поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность, отнесенную к социальному предпринимательству, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок 6 марта приняла участие в парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение развития социального предпринимательства в Российской Федерации». Она отметила, что в ОП РФ законопроект о социальном предпринимательстве обсуждался не раз с привлечением широкой общественности, экспертов, руководителей центров инноваций социальной сферы.

«Практически все наши рекомендации нашли отражение в законопроекте, который принят в первом чтении. Сегодня социальное предпринимательство без закона, без тех мер поддержки, которые будут прописаны, в том числе в рамках второго чтения, конечно же, не будут иметь такой мощной опоры, которая им требуется», — сказала общественница.

При дальнейшей разработке законопроекта Наталья Починок просит парламентариев учесть важный, по ее мнению, региональный аспект: «Регионы должны иметь свои собственные дополнительные механизмы. Какие виды деятельности могут быть отнесены к социальным предпринимателям, например на Северном Кавказе? Помощь старшему поколению в учреждениях присмотра и ухода там отсутствует, люди содержат своих пожилых родственников в семьях. И таких особенностей много. Мне хотелось бы, чтобы закон скорее был доработан ко второму чтению и, безусловно, региональные инициативы были бы там прописаны», — сказала она.

Вместе с тем Наталья Починок отметила, что после принятия законопроекта важно уделить внимание популяризации социального предпринимательства, внедрению новых проектов: «Важно, чтобы граждане покупали продукцию социальных предпринимателей. Также чтобы франшизы успешных социальных предприятий стали основой основ, чтобы они тиражировались и были понятны банковской сфере, которая должна будет кредитовать их и поддерживать».

Координатор Сообщества предпринимателей с инвалидностью Анна Хрястунова высказала опасения по поводу прописанных в законопроекте 50 процентов — обязательной доли работников уязвимых категорий граждан (например, люди с инвалидностью и т.д.).

«Мировая и международная практика говорит о том, что нужно нам переходить от резервации, сегрегации (отделения) к инклюзии. Есть примеры, когда люди с инвалидностью возглавляют коммерческие предприятия, когда сам гендиректор является инвалидом первой группы, и у него на предприятии работает меньше 50 процентов граждан данных категорий. Это порог, которого очень трудно достичь, его стоит снизить, ввести градацию», — говорит она, предлагая подумать над тем, чтобы прописать в законе отдельно категорию «предприниматель с инвалидностью».

Анна Хрястунова также упомянула Федеральный закон № 44, где в статье 29 говорится о преференциях только общероссийским общественным организациям инвалидов, что не дает возможности региональным организациям инвалидов пользоваться преференциями.

«Так как мы должны дать больше возможностей пользоваться преференциями предпринимателям с инвалидностью, предлагаю либо убрать из закона слово “общероссийский” и добавить категорию социальных предпринимателей, это даст возможность пользоваться преференциями региональным общественным организациям инвалидов и социальным предпринимателям, ведь это важный момент, и он будет способствовать исполнению суперуказа Президента РФ, а именно увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства», — предложила Хрястунова.

Общественница также выделила проблему доступности помещений для социальных предпринимателей, которые работают с людьми с инвалидностью: «Им сложно получить доступное помещение на льготной основе. Хотим предложить в регионах ввести реестр доступных помещений для социальных предпринимателей, у которых деятельность направлена на работу с людьми с инвалидностью или они сами с инвалидностью».

Публикация подготовлена в рамках проекта Ассоциации СО НКО Вологодской области, реализуемого при поддержке Правительства Вологодской области

Источник: Официальный сайт Общественной палаты Вологодской области

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK