«Белый шум» или прозрачность: RAEX подготовило рейтинг благотворительных НКО

НКО оценивали по масштабу деятельности, информационной прозрачности, признания со стороны общества и жертвователей, а также активностью в СМИ и соцсетях.

14 апреля рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) совместно с Ассоциацией составителей рейтингов (АСР) опубликовало пилотный рейтинг участников российского благотворительного сектора.

В топ-20 самых прозрачных корпоративных и частных фондов по версии RAEX попали:

благотворительные фонды «Измени одну жизнь», «Красивые дети в красивом мире», «Альпари», «Дети России», «Открывая горизонты», корпоративный благотворительный фонд «Катрен», благотворительные фонды «Абсолют-помощь», «Фонд социального развития «Купол», «Система», «СУЭК-регионам», «Дорога к дому», «Вклад в будущее», благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, «В ответе за будущее», «Поколение Ашан», Благотворительный фонд Владимира Потанина, Рыбаков фонд, «Школы мира», «Лукойл» и унитарная НО БФ «Почет».

Среди фандрайзинговых фондов в 20 самых прозрачных попали: благотворительные фонды «Спешите делать добро!», «Выход в Петербурге», «Центр реабилитации ребенка», «Большая перемена», благотворительный фонд помощи бездомным животным «Рэй», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Бюро добрых дел», благотворительный фонд развития паллиативной помощи «Детский паллиатив», благотворительный фонд содействия семейному устройству «Найди семью», благотворительный фонд «Счастливые дети», благотворительный центр «Верю в чудо», благотворительные фонды «Тепло сердец» («Кислород»), «Правмир», «Живи сейчас», «Синдром любви», «Фонд продовольствия Русь», «БФ памяти Николая Богатикова в поддержку пострадавших в ДТП», Фонд профилактики рака, РОО «Милосердие» и благотворительный фонд «География добра».

Динамика финансов

В результате составления рейтинга RAEX выяснил, что динамику финансовых показателей у фандрайзинговых НКО трудно назвать положительной.

Так, если в 2017 году в совокупном объеме поступлений был рост на 18%, в 2018 году — он снизился на 1%. Поступления и расходы по итогам 2018 года сократились у 64% фандрайзинговых НКО, которые попали в рейтинг. По сравнению с фандрайзинговыми, частные и корпоративные НКО показали себя более стабильными в финансовом плане. По данным из опубликованной бухгалтерской отчетности, поступления росли более, чем у 59% корпоративных и частных участников рейтинга.

Направления деятельности

Больше всего среди фандрайзинговых НКО в рейтинге RAEX оказалось тех, кто оказывает благотворительную медицинскую помощь и занимается поддержкой и адаптацией социально уязвимых граждан. На эти направления в 2018 году пришлось 86% от объема всех пожертвований. Следом идут фандрайзинговые НКО, работающие в сфере культуры и искусства — 11,5% пожертвований.

В рейтинге корпоративных и частных НКО больше пожертвований получали те организации, которые так же поддерживали и адаптировали людей из социально уязвимых групп — 26,9%, далее образование и наука — 24,8%, потом — культура и искусство — 18%, и только после них благотворительная медицинская помощь — 14,7%.

Прозрачность

По словам составителей рейтинга, «самые крупные благотворительные НКО далеко не всегда самые открытые и прозрачные». Наилучшие результаты открытости информации у организаций с небольшим объемом бюджета. В двадцатку лучших фандрайзинговых НКО по уровню информационной прозрачности вошли только две НКО из двадцати крупнейших. Средний объем поступлений 20 лучших по уровню информационной прозрачности НКО более чем в шесть раз меньше, чем аналогичный показатель для участников рейтинга из топ-20 наиболее крупных НКО.

Также только у 11 из 20 НКО в топе прозрачности пожертвования превысили медианный показатель, равный 23,9 млн рублей.

Похожую ситуацию увидели и в сегменте частных и корпоративных фондов — в рейтинг информационной открытости вошли только 13 НКО из 30 крупнейших по объемам пожертвований. По средним показателям информационной прозрачности корпоративные и частные НКО оказались «значительно ниже», чем фандрайзинговые. А треть НКО из рейтинга частных и корпоративных фондов либо вовсе без сайта, либо с сайтом, который не обновляется несколько месяцев.

В рейтингах информационной прозрачности также рассматривались отдельные составляющие сайтов: так, фандрайзинговые НКО легче публикуют сведения о программах и проектах, информацию о партнерах и банковские реквизиты. Труднее — контактную информацию, в частности, контакты для специальных обращений, учредительные документы, информацию о структуре управления и руководителях НКО.

А у корпоративных и частных НКО лучше раскрыта информация об учредителях, а также о целях и статусе программ и проектов. Хуже — публикации учредительных документов, банковских реквизитов и информация о структуре фондов и персональном составе руководителей.

Отчетность

Так или иначе финансовую отчетность за 2018 год опубликовали 97% НКО, вошедших в фандрайзинговый рейтинг. Однако остальные формы отчетности, включая бухгалтерскую и нефинансовую отчетность, подготовили только 5% НКО.

По мнению авторов рейтинга, у корпоративных и частных НКО дела с отчетностью еще хуже. Так, 28 из 80 НКО не опубликовали вообще никакой отчетности за 2018 год, а нефинансовые отчеты есть только у 23 организаций.

Чаще всего публикуется финансовая отчетность по форме Минюста — у 80% фандрайзинговых НКО. Реже — аудированная бухгалтерская отчетность, она есть только у 10% участников рейтинга. При этом у отчетности страдает информативность: детализированные показатели по программным и непрограммным расходам расписаны только у 41% фандрайзинговых НКО.

«К слову, отчетность некоторых крупных фандрайзинговых НКО вообще не содержит результирующих показателей за период, то есть, по большому счету, неинформативна, представляет собой «белый шум» и создает лишь иллюзию прозрачности деятельности», — отметили составители рейтинга.

Нефинансовая отчетность за 2018 год нашлась у 49% вошедших в рейтинг фандрайзинговых НКО, но только у 34% в ней описываются приоритетные направления деятельности, оценки успешности, общая оценка эффективности деятельности и планы на будущее. Показательно, что по итогам исследования и анализа, один из наиболее информативных нефинансовых отчетов оказался у совсем маленькой НКО: он был представлен на пяти вордовских страницах.

СМИ и соцсети

Составители рейтинга выявили выраженную взаимосвязь между активностью фандрайзинговой НКО в СМИ и соцсетях и объемом ее финансов. Половина НКО из двадцати лучших по медиа-присутствию вошли также в топ крупнейших НКО по финансовым показателям. Однако средний объем их финансов все равно уступает показателю 20 крупнейших НКО рейтинга. А большего успеха в СМИ и соцсетях добились НКО со средним и даже небольшим объемом финансов.

«Это лишний раз свидетельствует, что медийный «капитал» наиболее эффективных благотворительных НКО может значительно превышать их размер, с точки зрения базовых финансовых показателей», — сделали вывод авторы рейтинга.

Сектор и деньги

Топу из 10 фандрайзинговых НКО по объемам поступлений пришло 60% всех полученных пожертвований, а ушло 50% всех расходов 213-ти вошедших в рейтинг организаций. У корпоративных и частных НКО этот процент составил 63% и 65% соответственно.

Также выяснилось, что благотворительный фандрайзинг распространен больше в столицах. На московские и питерские организации приходится более 88% совокупных поступлений всех участников рейтинга фандрайзинговых НКО в 2018 году (69,2% и 18,9% соответственно).  Следом с огромным отрывом Нижегородская и Омская области — по 1,6%.

Как составляли

Рейтинг составляли из НКО, в которые за 2018 год поступало более 10 млн. рублей на благотворительную медицинскую помощь, поддержку и адаптацию социально незащищенных групп граждан, образование и науку, экологию и зоозащиту, спорт, искусство и культуру. Итого в рейтинге получилось 293 НКО с совокупным объемом поступлений в 2018 году — 44,8 млрд рублей: 19,2 млрд. рублей на 213 фандрайзинговых НКО и 25,6 млрд. рублей на 80 корпоративных и частных НКО.

Составители рейтинга обращали внимание на три группы показателей: масштаб деятельности, информационная прозрачность, а также признание и активность организаций в СМИ и социальных сетях. В рейтинге фандрайзинговых организаций важнее была информационная прозрачность, в рейтинге корпоративных — показатели масштаба деятельности.

Источник: АСИ.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK