Как играючи улучшить положение НКО-сектора в регионе

15 апреля на региональном форуме в Новосибирске прошла проектная сессия «Региональный рейтинг «Регион-НКО»: дефициты и «точки роста» третьего сектора в субъектах РФ». 

Региональный рейтинг «Регион-НКО» — инструмент, который разработали, чтобы мотивировать субъекты РФ анализировать, что происходит с сектором и как можно его улучшить, рассказывает Елена Тополева, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор Агентства социальной информации.

Рейтинг создали рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика» совместно с Общественной палатой РФ. Пилот рейтинга представляли в 2020 году.

После выпуска пилота все регионы отреагировали: кто-то ликовал, кто-то дулся, а кто-то стал задумываться, рассказывает Тополева.

Тогда около пятнадцати регионов обратились к Общественной палате с просьбой прицельно поработать с ними для улучшения результата в рейтинге. По словам Тополевой, это помогло некоторым перебраться на более высокие позиции ко второму рейтингу. Например, Новгородская область «поднялась» на 48 позиций, Нижегородская — на 44, Краснодарский край — на 41.

Новосибирская область в общем рейтинге заняла 17-е место. На проектной сессии участникам предложили в формате деловой игры найти возможности для улучшения этого результата.

Как играть

В деловой игре участникам нужно проанализировать показатели рейтинга своего региона. Всего показателей 10. Эти показатели нужно разобрать на дефициты и точки роста, то есть на то, чего в секторе региона не хватает, а чего в достатке и на что можно опереться, рассказывает Оксана Коротеева, директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС.

Например, в показателе «Социальная значимость» для Новосибирска участники выделили дефицит добровольцев, которые приходят в некоммерческие организации. Точка роста при этом — количество сотрудников НКО, количество НКО в реестре поставщиков соцуслуг и участие региона в пилоте закона о государственном социальном заказе.

Так нужно проанализировать все показатели рейтинга. После этого можно подходить к формированию дорожной карты.

Для этого нужно подумать, как улучшить критерий, оказавшийся в дефиците: придумать мероприятие, выявить, кто будет за него ответственен (власть, НКО, ресурсные центры, региональные общественные палаты или бизнес) и конкретный конечный результат.

Например, в дефиците Новосибирской области назвали неактивное участие местных НКО в конкурсах Фонда президентских грантов.

Для улучшения ситуации можно проводить ежемесячные встречи на базе ресурсных центров, на которых отвечали бы на вопросы об участии в конкурсах. Ответственным за это можно назначить сами ресурсные центры, Минюст, Общественные палаты. Как результат таких встреч — НКО станут увереннее участвовать в конкурсах Фонда президентских грантов.

Все это не конечные решения, а повод для мозгового штурма и обсуждений. Из всех предложений может получиться дорожная карта для работы над изменениями.

Источник: АСИ.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK