Как понять, что «сгорел»?

Психологи описывают профессиональное выгорание как состояние моральной усталости, которое вызывает работа. С ним сталкиваются люди почти во всех сферах. Работники офиса выгорают от ощущения, что в их деятельности нет смысла, а сотрудники НКО от большого объема работы и постоянной самоотдачи.

Пять причин эмоционального выгорания

1. Большой объем работы, необходимость решать много задач в разных сферах, эмоциональная вовлечённость. Сотрудники НКО часто вынуждены брать на себя большую ответственность, постоянно сталкиваться с морально тяжёлыми ситуациями и успевать реализовывать сразу несколько проектов.

2. Завышенные или размытые требования к результату — еще одна причина эмоционального выгорания. Когда сотрудник долго не видит результатов своей деятельности, то чувствует себя некомпетентным. Появляется ощущение, что он не справляется со своей работой.

3. Присутствие «комплекса спасателя». Общество живёт с мыслью, что есть человек (представитель «помогающей» профессии), который придёт и всех спасёт. Со временем общественные ожидания формируют личные ожидания человека: появляется убеждённость, что он обязан всем помочь.

4. Финансовая нестабильность и недостаточно высокая оплата труда. В психологии существует понятие компенсации на символическом уровне, когда человек много отдаёт, но и много получает. Когда символический обмен оказывается неравным, возникает чувство неудовлетворённости.

5. Представителей «помогающих профессий» никто не учит правильной коммуникации, умению выстраивать личные границы, разделять ответственность и периодически говорить «нет».

Как выглядит эмоциональное выгорание: четыре стадии

Стадия 1: Море по колено

На первом этапе мы счастливы, полны энтузиазма и сил. Стремимся взять как можно больше обязательств и уверены, что всегда сможем эффективно работать при таком количестве задач.

Стадия 2: Устали, но терпим

Со временем наш восторг уходит, мы видим, что картинка не совпадает с действительностью, а реальность далека от идеального плана.

Стадия 3: Больше нет сил

Появляется чувство постоянной тяжести, мы чувствуем себя уставшими и разбитыми даже после 8-часового сна, организм переходит в режим сохранения энергии.

Стадия 4: Превращаемся в злодея

Появляется злость на клиентов, пациентов, на коллег, на партнеров, — на всех, кто доставляет какие-то проблемы. Мы чувствуем раздражение, и всё больше кажется, что люди сами виноваты в своих проблемах.

Можно ли не «сгореть»?

Важно понять, что от профессионального выгорания не может быть застрахован ни один человек, но всё-таки можно сделать несколько шагов, чтобы снизить риски.

  • Работодателям важно выстроить поддерживающие сообщество внутри организации: объединить коллег, создать атмосферу, в которой можно поговорить о работе, поделиться наболевшим, пожаловаться. Такой формат даёт сотруднику возможность понять, что он не один, почувствовать сопричастность.
  • Если в коллективе нет возможности поделиться и обсудить, то можно поискать поддержку вне работы. Посчитайте, сколько людей могут безусловно поддержать вас. В идеале их должно быть четверо или пятеро. Можно заранее договориться с ними о том, что вы будете звонить в трудную минуту.
  • Когда вам кажется, что разговор о наболевшем с коллегами и близкими людьми не помогает, можно сходить на консультацию к психологу. Хорошо, если в вашей некоммерческой организации есть штатный психолог, и вы точно знаете, к кому обратиться.
  • Не ругайте себя, позвольте себе отдохнуть и ничего не делать. Не требуйте невозможного, хвалите себя и замечайте даже самые маленькие результаты, они важны настолько же, насколько и большие достижения. А главное помните, что вы уже занимаетесь важным делом, и этого достаточно.
Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VK